В период с XV века до середины XVIII века грузоподъемность и размеры судов изменились мало: наибольшая длина судна увеличилась за это время с 55 до 65 метров, ширина с 14 до 16 метров. Зато площадь парусов возросла значительно: с середины XVII века судно несло в шесть раз больше парусов, чем суда времен Христофора Колумба или Васко да Гама. Кроме того, несколько изменился силуэт судна. Кормовая надстройка стала ниже, части палубы, расположенные на разных уровнях, постепенно слились в непрерывную палубу, а кормовая и носовая надстройки оказались соединенными новой палубой. В результате этих изменений корпус стал выше, стройнее и потерял так называемую "талию", то есть низкую среднюю часть. Почти до конца XVIII века торговые суда вооружались тяжелыми пушками, хотя в значительно меньшем количестве, вследствие чего оно по виду почти не отличалось от меньшего по размерам военного корабля и таким образом могли ввести в заблуждение пиратов, более заинтересованных в нападении на торговое судно, сулившее и большую добычу и меньший риск при захвате.
Ост-индские торговые суда XVII века
Ост-индские торговые суда, строившиеся с середины XVII века в Голландии и предназначенные для плавания вокруг мыса Доброй Надежды, который первоначально назывался мыс Бурь, воплотили в себе лучшие качества судов типа флейт и пинас. При этом были пересмотрены конструктивные элементы корпуса в сторону облегчения его связей; взамен громоздких надстроек были созданы более простые; уменьшен объем декоративных украшений судна, что сократило его строительную стоимость. Было упрощено парусное вооружение: на фок- и грот-мачтах устанавливалось только по два ряда парусов, а бизань-мачта, кроме латинского паруса, несла один прямой парус - крюйсель. Сокращение количества парусов незначительно повлияло на скорость хода, но позволило уменьшить численность экипажа. Обычно в пути суда охранялись конвоем военных кораблей, и поэтому собственное артиллерийское вооружение их было небольшим. Пушки относительно малого калибра устанавливались только на закрытой батарейной палубе. Снижение численности матросов и артиллеристов сократило запас продуктов питания и повысило полезную грузоподъемность. Постепенно совершенствуясь, ост-индские суда просуществовали более двух веков. В качестве примера на рис. 57а, б приведены изображения судов XVII и XVIII веков.
Англичане также строили суда ост-индского типа, но более крупные и лучше вооруженные, чем голландские. Они продержались до начала XIX века в двух вариантах: на 700-1000 тонн и 1200-1400 тонн. Это были не очень быстроходные, но довольно широкие суда с высокими бортами, в которых были лацпорты для пушек, и невысокой скромно украшенной кормой с двумя рядами окон. Носовая оконечность стала проще, но осталась носовая фигура и небольшие украшения. Три мачты несли по четыре рейковых паруса, треугольный носовой парус и косую гафельную бизань.
Ост-индское торговое судно XVIII века
В этот период строились также вест-индские суда, курсировавшие через Атлантику. Они были меньше по размеру, чем суда рассмотренные выше, более скромно украшенные и имели низкий корпус с одним рядом окон на корме. Название "флейт" и "пинас" постепенно были заменены названием "фрегат".
Фрегат - однодечный военный трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением. Он отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался для дальней разведки и крейсерской службы, то есть самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника. Наиболее крупные из них имели на вооружении до 60 пушек, включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов.
Дальнейшее важное изменение касалось вооружения судов пушками. Стремление увеличить полезную грузоподъемность судов и уменьшить на них численность экипажа, непосредственно не связанного с управлением судном, привело к полному отказу от вооружения судов. Так флот окончательно разделился на военные корабли и торговые суда, что оказало существенное влияние на дальнейшее формирование парусных судов. Защита торговых судов от нападений на них пиратов была возложена на военные флоты государств.
Суда, особенно военные корабли, окрашивались в этот период в разные цвета: нижняя часть корпуса - обычно в черный цвет, а верхняя часть в темно-желтый. Часто встречались также красные суда с несколькими черными или белыми полосами. Ряды лацпортов для пушек подчеркивали сверху и снизу белыми либо черными полосами. На бортах торговых судов, вплоть до последнего времени существования парусников, рисовались ряды ложных лацпортов.
История морского судоходства знает случаи, когда безоружностью торговых судов пользовались некоторые государства для подрыва морской торговли и нанесения экономического ущерба потенциальному противнику. В этой связи ниже приводится один пример:
"В 1862 г. на одной из крупнейших английских верфей в Ливерпуле заканчивалась постройка крупнотоннажного корабля. На его борту вместо названия был нанесен только номер - "290". Таинственное назначение судна и его необычное оборудование заинтересовало американского консула. Нетрудно было определить, что строится военный корабль. Консул также разведал, что судно "№ 290" строится для южан.
В это время между южными и северными штатами шла война. Несмотря на демарши консула, представлявшего законное правительство северных штатов, британские власти, которые заявляли о своем нейтралитете, умышленно затягивали решение вопроса о наложении ареста на подозрительное судно. Кончилось тем, что завершив постройку, "№ 290" покинул верфь и вышел в открытое море.
Плавание проходило без особых осложнений, и вскоре судно достигло Азорских островов. Здесь его ожидали два британских корабля - "Агриппина" и "Багама", которые имели на борту полный комплект боевого оснащения. Судно "№ 290" вооружили и на его борту вместо прежнего номера появилось название "Алабама".
Командиром на корабль был назначен старый и опытный морской волк капитан Рафаил Семмес. Он сразу начал боевые действия, стремясь прорвать блокаду, установленную североамериканским флотом у берегов южных штатов.
В качестве главного двигателя на корабле была установлена паровая машина. Это позволяло "Алабаме" быстро нагонять и топить парусники северян. В течение двух лет пират уничтожил 66 больших и малых судов северных штатов. "Алабама" делала еще одно черное дело - перевозила через Атлантический океан "живой товар", то есть чернокожих невольников из Африки.
Пиратские действия Семмеса вызвали широкий протест общественности во всем мире. На борьбу с "Алабамой" были направлены военные корабли и 19 июня 1864 г. корвет северян "Кирсей" после тяжелого и упорного боя потопил "Алабаму".
Но история пирата ,,№ 290" на этом не закончилась. В Соединенных Штатах Америки общественность, возмущенная предательским поведением "нейтральной Англии", выступила с требованием о возмещении понесенных северянами убытков.
Дело рассматривалось международным трибуналом в Женеве. Целый год продолжалось судебное разбирательство. Вина английского правительства была полностью доказана".